СЕРЕЖА, МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ!. // Сегодняшняя газета (Красноярск).- 02.03.2000.- 033

(Не хочу вырезать из статьи нелестные отзывы якобы о "звездной болезни" Пенкина. Вы не раз можете убедиться, читая предыдущие издания, как многие, встретившись впервые с личностью "Пенкин" восхищаются его отношением к зрителям и вообще к любому человеку, который пытается заговорить с ним. Здесь написали о том, что зрители долго ждали начала концерта - Пенкин заставил всех ждать. Да, он действительно часто опаздывает, но мне кажется, что этот недостаток, о котором Сергей часто сам признается в интервью, можно простить ему. Пенкина можно и подождать).

ПОСЛЕ концерта моя дама удивленно спросила: "Почему ты сравниваешь Пенкина и Моисеева? Неужели из-за слухов об ЭТОМ? Но это же глупо! Они оба индивидуальности, абсолютно непохожие друг на друга на сцене!" Что греха таить, перед концертом я и в самом деле прожужжал ей все уши по поводу Сергея Пенкина. Но! В том-то и дело, что сравнивал в нашей беседе я Сергея Пенкина и Бориса Моисеева только по этой одной характеристике. Индивидуальность! Несмотря на все свои различия, эти два человека, два эстрадных исполнителя - яркие индивидуальности, творчество которых абсолютно нельзя спутать с творчеством крутозадых шоу-бомбочек и вертлявых длинноногих шоу-мальчиков. В остальном, конечно, они абсолютно не похожи друг на друга. Разве что, может быть, слухами об ЭТОМ САМОМ. Но в конце концов, не зря ведь говорится, что яркий талант выражается по-разному. И в искусстве, и в жизни. На то он и талант, чтобы находить отдушину в чем-то. Или в ком-то. Впрочем, черт с ними, с этими слухами! А то так чего доброго придется проводить настоящие исследования, тревожа прах тех же Петра Чайковского и Фредди Меркьюри...

Сергей Пенкин, единственный концерт которого состоялся в Большом концертном зале, не частый гость в Красноярске. Если не ошибаюсь, он приезжал в наш город два года назад. И вот - новая встреча. Звездная болезнь, и если откровенно - довольно хамская болезнь - российских эстрадных исполнителей (в том числе и тех, кто косит под звезд) не обошла стороной и серебряный голос России - Сергея Пенкина. новь зрители сначала стояли у закрытых дверей зала, с тоской прислушиваясь, как за этими самыми дверями, по-видимому, проходил последний "прогон" перед концертом. Потом еще полчаса маялись в самом зале, изредка осмеливаясь выразить свое нетерпение жидкими аплодисментами. Но что поделаешь - звезда! Концерт начался в половине девятого вечера. И зал, которому Сергей Пенкин откровенно пообещал: "Какие аплодисменты, такая будет и работа!" - конечно, не сразу, но с каждой песней все больше и больше впадал в эйфорию от голоса (или таланта?) этого необычного исполнителя, этой индивидуальности с большой буквы.

Сергей Пенкин обрушил на зрителей как всегда самые неожиданные песни. Неожиданные в том смысле, что они были бы неподвластны голосу лю ого другого эстрадного исполнителя. Ну в самом деле, кто еще на российской эстраде так виртуозно владеет своим голосом, что ему подвластна и песня, которая традиционно исполняется высоким женским голосом ("Приходи хоть на часок" из репертуара Аллы Борисовны), и строгая мужская попса, и чеканные арии из опер, и сладкая итальянская классика? Да никто, кроме Сергея Пенкина! Серебряный голос России - слава России! Хотя слава довольно мстительная. И если, конечно, Сергей Пенкин не преувеличивает, что его одиннадцать лет "прокатывали" в училище имени Гнесина, называя бездарностью, то училище можно пожалеть. Ведь мстительный Сергей Пенкин откровенно говорит, что вот, мол, приглашают его теперь преподавать в Гнесинское училище, а он - ни в какую. "Ведь я же бездарность!"

Сложно рассказывать о нюансах творчества, очень сложно заниматься анализом, пытаясь рассказать что-то тем, кто не видел и не слышал. Скорее уж, более разумно поделиться своим мнением с теми, кто видел и слышал. И, может быть (конечно, не претендуя на истину в последней инстанции), попытаться охарактеризовать искусство и то, что только старается походить на искусство. Охарактеризовать хотя бы в самых лучших чертах. А эти общие черты: Пенкин - это искусство. И поэтому снова и снова убеждаешься. Будучи талантом, будучи человеком искусства, Сергей Пенкин никогда бы не сделал себе имени на эстраде, если бы ограничился приземленной попсой, в сочетании со столь любимой практикой российских звезд (и псевдозвезд) демонстрировать на сцене по ходу концерта весь свой гардероб. Флаг в руки тем, кто шьет для Сергея Пенкина его концертные костюмы! Сколько он сменил их по ходу концерта - пять, десять, пятнадцать? Костюмы красивые, но дело ведь не в этом. Попсовые песни, исполняемые Сергеем, конечно, заводили зал благодаря его изумительному голосу. И "звезда, подаренная с ночного неба", и "осенний дождь, похожий на весенний и сотканный из сомнений любимой" - все это прекрасно. Но это не Пенкин! Пенкин - это уже упоминавшаяся классика. Пенкин - это явление, подобное явлению Ванессы Мэй. Но явление несколько другого порядка. Там - скрипка. Здесь - голос, по-наглому, нахраписто и прекрасно вторгшийся на российскую эстраду с классикой. И в результате получилась... эстрадная классика, что ли? Или - высокая классика на опошленной голозадыми шоу-бомбочками российской эстраде.

Знаете, на фоне Ванессы - там, и Сергея - здесь, поневоле задаешься вопросом: а может быть, мы становимся свидетелями нового витка в эстрадном творчестве в целом? Витка, когда на сцену вновь начинает приходить высокое и прекрасное искусство классики, но уже в другом, осовремененном варианте? Впрочем, я опять начинаю то ли читать лекцию, то ли вторгаюсь в область, которая более близка эстрадному критику. А если коротко - имя Сергея Пенкина прежде всего ассоциируется именно с изумительным по красоте и по вариативности голосом, которым он исполняет классику. На эстраде!

"Говорят, вы собираетесь навсегда уехать в Англию?" - задали в записке вопрос Сергею. "Не дождетесь!" - ответил он. Приятно слышать. В том смысле, что, возможно, Сергей еще не раз приедет в наш город. И может быть, интервалы между концертами будут гораздо короче. "Почему вас так редко можно увидеть в телевизионных передачах?" - спросили Сергея. "Потому что я не хочу платить деньги, чтобы попасть на телевидение! - ответил Сергей. - Не потому, что у меня нет денег, а потому, что я считаю: это телевидение должно мне платить, чтобы я принимал участие в их программах!"

Сергей Пенкин знает себе цену. Очень большую цену! И он прав. Прав в том числе и тогда, когда с сарказмом отзывается о так называемых российских звездах. Величине позволено так говорить о ничтожествах. Вот только обидно, что Сергея не обошла присущая ничтожествам довольно-таки хамская болезнь не уважать время своих зрителей, заставляя их маяться, дожидаясь начала концерта. Который все откладывается и откладывается... "Сергей, я тебя люблю, а после концерта смогу полюбить еще больше!" - написал кто-то в одной из записок. "Посмотрим, ведь еще не вечер!" - шутливо прокомментировал записку Сергей Пенкин. Конечно, еще не вечер! В том смысле, что в творчестве Сергея Пенкина до вечера еще очень и очень далеко. Будем надеяться. Что касается любви (нормальной любви, которую испытывают преданные поклонники к творчеству высокого таланта и яркой индивидуальности), то к записке, наверное, мог бы присоединиться весь зрительный зал. В частности, после того, как Сергей исполнил арию мистера Икса. омните? "Да, я шут, я циркач, так что же? Пусть меня так зовут вельможи. Как они от меня далеки..." Мы рядом с тобой, Сергей, мы тебя любим!

Сайт создан в системе uCoz