Олег АЛЕКСАНДРОВ журналист (специально для "ВЕДОМОСТЕЙ", из Днепропетровска) УНОСИ ГОТОВЕНЬКОГО!. // Киевские ведомости (Киев).- 19.11.2001.- 258.- C.14

Об этой постановке говорили давно. "КВ" также сообщали о подготовке шоу-оперного проекта "Евгения Онегина", в котором партия Ленского должна быть отведена эпатажному голосистому эстраднику (с четырьмя октавами) Сергею Пенкину. И вот - премьера...

Оперный дебют Сергея Пенкина в роли Ленского

РЕЗОНАНСНАЯ новость резанула слух консервативной части поклонников классического жанра. Прошла даже небольшая демонстрация протеста накануне представления с транспарантами "Не пускать Пенкина в театр", "Не дадим издеваться над искусством".

- Нет, вы слышали! Какая наглость! Он собирается петь Ленского?! - искренне возмутилась одна моя старинная знакомая, давняя поклонница оперного искусства Ида Марковна и... тут же попросила помочь с контрамаркой. В премьерный вечер переживающий далеко не лучшие дни оперный едва не треснул по швам, пытаясь вместить всех желающих стать свидетелями триумфа (или позора) эстрадной звезды.

А за кулисами складывалась непростая ситуация. На репетиции был отведен всего один день, что катастрофически мало для введения в спектакль. Но слишком уж насыщен график Пенкина, чтобы позволить себе такую роскошь как репетиционный период. В какой-то момент организаторы были в шаге от того, чтобы отменить представление, но "куколка" Ленский по-мужски резанул: "Сегодня или никогда!".

На афише жанр спектакля днепропетровского театра определен как шоу-опера по мотивам произведения Чайковского "Евгений Онегин". Но чтобы создать действительно шоу, требуется немало времени и средств. Видимо, поэтому режиссер-постановщик Виктор Чайка решил не уходить от традиционного развития событий, изложенных композитором, и ограничился лишь техническими вывертами. Спектакль сопровождался видеорядом на двух специально установленных по краям сцены экранах. Периодически зрителей ослепляли яркие прожекторы. Сцену бала предвосхитило выступление современного балета а-ля "Тодес".

Во время знаменитой арии Ленского "Куда вы удалились?.." - техника дала сбой. Вместо того чтобы окутать певца нежным облачком тумана, адская машина злобно зарычала, поглотив в сизых клубах дыма и певца, и оркестровую яму, и зрителей. Ужас! Правда, Пенкин вышел из положения. И завоевал расположение зала. Таких оваций Днепропетровский оперный не знавал давненько. Дебют Пенкина на оперной сцене удался.

Едва ли стоило ждать от новоявленного Ленского идеального пения. Впрочем, и модный нынче Басков, по отзывам специалистов, в этой партии отнюдь не блещет. Неуютно Николаю без микрофончика.

Кстати, поговаривают, что на съемках телепередачи "Два рояля" на фоне мощнейшего пенкинского диапазона голос нового любимца Московии совершенно потерялся. И Коля Басков не нашел ничего лучшего, чем козырнуть тем, что он поет в Большом Ленского, а его визави, дескать, это не по плечу. Вот Пенкин и "завелся". Хотя не стоит, пожалуй, забывать и об обычном тщеславии, причем совершенно оправданном. Ну кто из коллег Сергея смог бы выйти на оперную орбиту? То-то и оно. Безусловно, эксперимент серьезно повлияет на творчество Пенкина, чей эстрадный репертуар заполнен лишь "экспроприированными" у зарубежных звезд хитами.

- На мой взгляд, Сергей совершил незаурядный поступок, - поделилась впечатлениями о спектакле партнерша Пенкина, заслуженная артистка Украины Анжелина Швачка, специально "выписанная" из Киева для исполнения партии Ольги. - Я даже представить себе не могла, что человек, никогда не работавший с живым оркестром, сможет за такой короткий промежуток времени найти себя на оперной сцене. Честно говоря, поначалу и я, и Олег Шагоцкий из московского театра Колобова, исполнявший партию Онегина, довольно скептически относились к проекту. Но уже на первой репетиции стало ясно - эксперимент имеет право на жизнь. Когда Пенкин "отпустил свой голос на волю", стало ясно, что оперное искусство потеряло классного исполнителя. В самых трудных местах, которых теноры частенько побаиваются, он без проблем брал верхние ноты поставленным оперным голосом.

Мы ждали капризного позера с манией величия, а он оказался человечным парнем. Стоило пожаловаться на холод, как он через весь зал побежал за дубленкой, а после спектакля устроил импровизированный банкет, пригласив на него всех без исключения работников театра. Как признался певец, он волновался, что не сможет найти общий язык с театральным коллективом, который, в его представлении, похож на террариум с ядовитыми змеями. Но почувствовав поддержку, успокоился.

- Как ваш партнер оценил свой дебют?

- Сережа сказал, что ему было безумно интересно осуществить свою давнюю мечту. Он никогда не думал, что это такой титанический труд. В принципе, он готов к такой работе и надеется, что еще не раз выйдет на оперную сцену. "Вечный кайф", - это были первые слова Пенкина, когда опустился занавес.

Фото:

- За кулисами: Сергей Пенкин и Анжелина Швачка. Фото автора

- Сергей Пенкин. Фото Михаила МАРКИВА

Сайт создан в системе uCoz