|
ИРИНА ГАХОВА БОРИС, ТЫ НЕ ПРАВ. // МК-Бульвар (Москва).- 16.06.2003.- 025.- C.10-16
Сергей ПЕНКИН: "Я в шоке, когда меня сравнивают с Моисеевым"
Сергей Пенкин - человек, как принято говорить, непростой судьбы. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель уникального голоса. Заканчивает пятое по счету музыкальное учебное заведение. На эстраде, прямо скажем, не первый год. Но при этом не имеет ни одного звания. Да чего там: вряд ли кто навскидку припомнит, что он вообще поет. В личной жизни тоже все не слава богу: брак с английской журналисткой Нэнси продлился едва год. Но Пенкин не падает духом. Одиночество - судьба всех гениев, скромно замечает он.
***
- Как вы думаете, кто на эстраде вам составляет конкуренцию?
- Если бы все было по справедливости... Но вот по голосовым данным это, конечно же, Муслим Магомаев, Сергей Захаров, Ренат Ибрагимов, может быть, Никита. И здесь не о конкуренции идет речь - просто это сильные голоса. Вот если бы людей оценивали по талантам, а не по тому, сколько их показывают по телевизору... А у нас получается: в кого больше денег вкладывают, тот и на высоте, а не тот, кто по-настоящему талантлив.
- Вы недовольны тем, как складывается ваша карьера?
- В чем-то доволен, в чем-то - не очень. Конечно, хотелось, чтобы больше показывали, больше признания было, хотелось получить звание. А то скоро буду профессором или доктором, а звания ни заслуженного, ни народного иметь не буду - это смешно. А может, даже и не надо получать звание, потому что на общем фоне это будет смотреться неинтересно, а так есть хоть какая-то оригинальность. Еще мне хотелось показать наше русское искусство за рубежом - не попсу, а именно народные песни, романсы, классику.
- И что этому мешает?
- Мешает то, что мы не вышли на западных менеджеров.
- А вы пытались выйти на хорошего импресарио?
- Пытаться не пытались. Как-то зашел у нас об этом разговор с организаторами, которые проводят гастрольные туры за границей, и я понял, что не очень-то туда пускают наших людей. И потом, это сумасшедшие деньги должны быть - миллионы долларов; это не в России раскрутиться - там безумные вложения требуются.
- Вы выступали со многими мировыми знаменитостями - Монтсеррат Кабалье, Боем Джорджем. А с кем самому хотелось спеть?
- Я бы очень хотел спеть с Джорджем Майклом, Шаде, Барри Уайтом, Уитни Хьюстон... Я говорил своему директору, что надо через Интернет выйти на менеджеров Элтона Джона с предложением сделать совместный проект, потому что Элтон Джон - это та музыка, которая мне очень близка.
- В Америке вы выступали не только перед эмигрантами?
- Года три назад в Лос-Анджелесе один наш эмигрант - он ведущий на телевидении - предложил мне выступить в клубе "Биллборд", штаб-квартире MTV, куда русские не ходят и где русские артисты не выступают. На сцену я вышел с Ви, что пела на бэк-вокале у Майкла Джексона. На тот концерт пришли Шэрон Стоун, Том Круз, и он транслировался на всю страну.
- И вот вновь вы отправляетесь в Америку с гастролями...
- Понимаете, какое дело: мы должны были ехать с мини-мюзиклом "Ресторан", но не сошлись во взглядах с музыкантами и балетом. Везем новую программу, которая у нас прошла здесь, в Москве. Жаль, что мы не можем, не имея таких миллионов, взять с собой симфонический оркестр. Но если бы нашлись богатые американцы, которые перевезли бы весь оркестр из 90 человек туда, я думаю, что эмигранты на концерте не просто орали, а визжали бы. Все-таки много эмигрантов уехало в 70-80-х годах, у людей ностальгия по песням "Мелодия" Пахмутовой, "Свадьба", "Очи черные", их исполнение с симфоническим оркестром вызвало бы бум в Америке, но, к сожалению...
- Как думаете, почему у нас особого признания не получаете?
- Потому что у нас опошлили эстраду. В клипах приветствуется показ унитазов, раковин, всякого хамства, а я так не могу. Я, быть может, как последний из могикан, по-другому на все это смотрю, и мне приходится нелегко. Ведь, чтобы сделать отличный концерт, тому же Ренату Ибрагимову или Хворостовскому нужны значительные средства. Такие деньги находятся у дядей. Это, знаете, как в сказке. Дядя хорош будет тогда, если у него все в порядке со вкусом. Он должен быть меценатом, который в состоянии подарить этому певцу миллион долларов, чтобы его показывали по телевизору. А у нас если вкладывают какие-то деньги, то хотят получить с них отдачу. Хорошее шоу не отобьется никогда. Оно делается для пафоса, для кайфа, для души, просто для людей.
- Вы производите впечатление человека, категоричного в своих суждениях, когда говорите еще, что "от нашей попсы можно заработать рак ушей"...
- Как видите, я смотрю спутниковое телевидение, а не наше. Как можно слушать певца, если в него вкладывает деньги человек, у которого нет вкуса, который вчера торговал нижним бельем или колготками в Лужниках?! Сейчас очень сложно сказать про хороших певцов - много фанеры, и я живьем мало кого слышу.
- Вам пишут песни не самые известные авторы?
- Да это роли не играет, откуда они, - хоть из Якутии! Главное, чтобы автор был по-настоящему талантлив. Вот я сейчас работаю с Алексом Прусовым, очень хорошим поэтом.
- Я почему спросила об авторстве. Недавно одна особа подала на вас в суд, потому как вы не заплатили ей авторский гонорар, а песню ее исполнили...
- Дело было так. В прошлом году в Москве нам передали чью-то песню без указания телефона и адреса. Она по концепции подходила для нашего мини-мюзикла, и мы ее взяли, но при этом продолжали искать автора. Один раз я спел ее на концерте в Москве, а после этого мы поехали в Питер, где все и прояснилось. Некая женщина пришла к нам с адвокатом в гостиницу "Европа" и представилась автором той песни. Мы предложили ей выплатить гонорар - ее это не устроило. Вероятно, ей нужен был скандал. Она нам сама призналась, что хочет таким образом попасть в шоу-бизнес. На днях от администратора концертного зала "Россия" я узнал, что она уже написала письмо на имя президента Путина. И завтра директор едет разбираться с этим делом... Вообще это первый такой случай в нашей практике.
- Какими бывают авторские гонорары?
- Разными - двести, триста, пятьсот долларов. По идее, неизвестный автор может стоить триста, не больше. Она же решила, что ее песня супергениальная. Это равносильно тому, что неизвестный певец попросит за концерт миллион долларов...
- Вот еще какие факты из вашей биографии обращают внимание. Часто проходили сообщения о том, что вас то ограбили, то задержали...
- Я положил этому конец. Может, некомпетентность милиции приводила к этому. С ГАИ у меня отношения хорошие: куда бы я ни поехал, узнают, начинают расспрашивать...
- Как получилось, что на съемках клипа в Сочинском районе два года назад на вас напали?
- Это была оплошность моего директора: Вадим должен был взять с собой охрану. Мы же полностью доверились человеку, который снимал клип. И надо такому случиться, что остановились мы около кладбища. Было два часа ночи. У нас по сценарию итальянской песни "Луна ту" ("Ты как луна") в ночи с факелами ходят люди. Мы это все снимаем - и тут к нам подъезжают местные, принявшие нас за сатанистов. Начинают сбивать нам камеры и все такое. Клип потом досняли. Но не зря, наверное, с самого начала дело не заладилось: шел он трудно. Хотя песня сама итальянская - о любви, у нас все превратилось в сатанинский клип...
- Говорят, что петь вы начинали в церковном хоре. Что-то из того репертуара вы помните? Сейчас могли бы спеть в церкви?
- Даже не знаю. Если взять Библию и нараспев ее прочитать, как наши батюшки читают, так можно. Мне очень не нравится, как делают это американцы: устраивают в церквах какие-то эстрадные концерты, - я этого не понимаю.
- О том, что вы И раз поступали в Гнесинку, спрашивать не буду: факт всем известный. Интересно другое: как те, кто говорил, что вы бездарны, потом с вами общались? Говорят, что в составе приемной комиссии был и Александр Градский.
- Там была и Коробкова Мирра Львовна, и Градский - много раз. Как-то мы встретились с ним на концерте, и он сказал: "О, Сергей, как здорово!" Но он, конечно, не помнил, что прослушивал меня, еще сидя в приемной комиссии, а я не напоминаю об этом.
- В какой момент наиболее удачно складывалась у вас жизнь?
- Мне кажется, что когда я только начинал, учился в Гнесинке и работал дворником. Тогда я был моложе, больше было каких-то вечеринок, дискотек... Помню, здесь, в Москве, после Юрмалы-89 мы веселились у меня на квартире: была Жанна Агузарова, Надя Бабкина... Мне потом столько всего рассказывают, а я даже не помню. В то время я общался с Раей Сает-Шах, Аней Резниковой. А начинали мы вместе с Наташей Ветлицкой, Димой Маликовым, Серегой Крыловым, Ромой Жуковым, группой "Мираж", Виктором Цоем. С Виктором мы как-то выступали в одном концерте, и он так ко мне дружелюбно отнесся - помог в одном деле, за что я ему очень благодарен. Как человек он мне был очень приятен. Сейчас все стало как-то по-другому. Я вот зациклен на своем загородном доме и совсем не отдыхаю, никуда не езжу, так хочется побыстрее достроить, но там такие деньги нужны - ужас! В этом году пока только поставил телефон и провел отопление.
- Вы живете один - зачем вам загородный дом?
- Для того чтобы устраивать тусовки. Зимой, может быть, я там жить и не буду. Вообще-то этот дом похож на маленький мотель, поэтому можно в случае чего его продать. Вначале хочу попробовать там пожить, посмотрим, как я притянусь к этому.
- У вас была мечта оформить его в итальянском стиле?
- Нет, я хотел сделать дом в виде летающей тарелки. А мне сказали, что такое в нашей местности строить непрактично, что дома там очень приличные, зачем тебе выделяться? Но я же не виноват, что рядом со мной там оказались более строгие люди. Весь проект дома - мой. Но раз так, как я хочу, не делают - значит, мне приходится переделывать, попадать на деньги.
- В чем изюминка этого дома?
- Там огромная гостиная. Она раз в пять больше этой, там очень высокий потолок. По размеру она как концертный зал. Постараюсь сделать так, чтобы звук там был красивым, хочу в гостиную поставить рояль...
- А природу вы любите? Вы ради этого за городом строитесь?
- Там рядом лес - это приятно. Будет чем дышать и можно отдохнуть от суеты.
- На досуге еще и порыбачите?..
- О нет, я не люблю ни рыбалку, ни охоту - это не мое. Мне больше по душе устраивать какие-нибудь вечеринки в доме.
- Я посмотрела, о чем пишут ваши поклонники в Интернете. Тут ничего не поделаешь - немалая часть людей вас так воспринимает: "Он такой же, как Моисеев..."
- Понимаете, у нас люди очень любят обобщать. Это пишут неумные люди. Меня и с Децлом путали, и с Шурой. Что я могу на это сказать?.. Мы однажды опаздывали на самолет, и я попросил побыстрее нас пропустить, а впереди долго разбирались с двумя алкоголиками. И тут они увидели меня и выдали: "Ой Боря, Боря!" - и за ними вся очередь. Я, конечно, был в шоке. Моисеев, на мой взгляд (не знаю, как он сейчас, может, скромнее стал), он очень пошлый, неискренний.
- Я знаю, вы собираете обувь, духи, головные уборы. Понятно, что артисту все эти вещи необходимы. А есть у вас коллекция, которую можно было бы считать чисто мужским пристрастием?
- Я люблю собирать красивое, в маленьких бутылочках, спиртное. Я знаю, что все мужики любят там рыбалку, охоту, оружие... - я как-то к этому равнодушен, я пацифист, наверное. Наоборот, люблю, чтобы все мирно было.
- Вы весьма оригинально приветствуете свою публику, обращаясь к ней "куколки мои". Почему так?
- Это моя такая феня. Хотя само выражение я услышал от мамы Димы Маликова. Пусть будет лучше такое обращение, чем то, как некоторые мужики относятся у нас к женщинам, с такими ужасными словами...
- В вашем понимании - что такое семья?
- Семья может сложиться с человеком, который любим тобой, который готов жить с тобой и гражданским браком, который принимает тебя таким, какой ты есть, когда бы ты ни приехал и сколько бы тебя не было дома, - он все поймет.
- Вы можете сказать, по каким причинам она у вас не сложилась?
- Наверное, очень многое отдаю творчеству, может, где-то из-за недопонимания. Но вы представьте, сколько гениальных людей, людей, которые были очень известны, оказывались одиноки! Зоя Федорова, Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Эдит Пиаф, Екатерина Савинова, Жан Маре, Нуриев... - список может быть продолжен. По-моему, это участь творческих людей.
- Тогда можно сказать о том образе женщины, которая видится вам вашей женой?
- Женщина стильная, с ней не стыдно пойти в общество. Умная, образованная, интеллигентная, добрая. В чем-то терпеливая, сильная, которая в состоянии тебя духовно и душевно поддерживать.
- Каким вы представляете себя через десяток лет?
- Сложно сказать, что будет и нужен ли я буду на эстраде. Если все сложится удачно, то, может, буду иметь свой ночной клуб, при этом клубе - школу, буду поддерживать симфонический оркестр, ездить с ним на гастроли. Я бы ходил с яркой стрижкой, крашеными волосами. На сцену выходил бы в каких-нибудь дорогих смокингах и костюмах, пел русские песни, джаз. А на мои концерты приходили бы женщины в вечерних платьях, мужики в красивых смокингах, костюмах, пахло дорогим парфюмом и чувствовалось, что приходит элита на хороший концерт.
Фото:
- Бар больше служит украшением гостиной и предназначен для гостей. Или для выставки коллекционных бутылочек? О себе Сергей говорит, что в спиртном себя ограничивает, и вообще, как человек православный, пост по возможности соблюдает.
- Все у этого человека-праздника выглядит в доме ярко и необычно. Спальня - не исключение.
- Сергей и его миниатюрная кукольная копня - подарок одного питерского скульптора.
- Тот самый телевизор, настроенный на прием спутниковых программ. По своим размерам он под стать самой гостиной, где занимает почетное центральное место.
- Эта лестница ведет в личные апартаменты певца, куда вход посторонним заказан. На втором этаже располагаются его спальня и кабинет.
- Сергей хотя и не парфюмер, но обладает замечательной коллекцией ароматов. Говорит, что очень чувствителен к запахам и оттого не заводит в доме животных.
|