|
Журнал "Начальник" (Издательский дом "Нефть и капитал"), ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ СЕРГЕЯ ПЕНКИНА
Вы уникальный человек – это не комплимент, это написано в книге рекордов Гиннесса: у вас полноценные четыре октавы голоса – и к этому сказочному богатству еще и такой фантастический образ. Вы так переживаете свой дар, это ваше внутреннее состояние?
Я всегда говорю, что родился не в том месте и не в то время. Очень жаль, что не в Европе. Когда тебя все время прижимают или в какие-то рамки загоняют, что-то вроде деградации происходит - приобретаешь какой-то комплекс. Меня это раздражает - не хочу, чтобы было так. Я всегда стараюсь делать свои шоу красочными и солнечными, чтобы подарить немного радости и тепла - у нас так мало лета. Я человек-оркестр. Хочется дарить все в одном концерте. Поэтому я такой.
А какие ощущения после концертов?
Если говорить об энергетике, то одни концерты проходят лучше, другие хуже. Бывают ситуации, когда ты знаешь, что концерт был плохой, а тебе говорят: «Как ты хорошо выступил!» В другой раз концерты идут очень хорошо, и тебе кажется, что ты вложил душу, а оценка окружающих: «Не очень удачно». Что до настроения, то иногда после концерта бывает хорошо, а иногда видишь так много злых людей и думаешь: что же такое происходит?
Вы много путешествуете – трудно в такой ситуации без дома?
Раньше, когда я приезжал на гастроли, мне каждый раз хотелось все переставить, передвинуть, чтобы создать уют. Но в последние лет 5-7 отели стали намного лучше, и я как-то обхожусь. В них появилось это тепло дома. Когда работаешь и стопроцентно выкладываешься на сцене, а потом приходишь в отель и видишь, что находишься не на самом краю земли - все делается на московском уровне, - это приятно.
Дом в вашем понимании
Это не должна быть гостиница, дому не надо быть пафосным местом, куда покупают мебель по последним каталогам, даже если это тебе не идет и это не твой стиль. Я люблю, чтобы в доме было и дорого, и в тоже время модно и уютно - в первую очередь тебе самому, потому что ты в этот дом приходишь. Мне нравятся и модерн, и классика. Но в совокупности. Отдельно классика - нет. Мне не нравится жить как в музее - не хочу жить в Лувре. С другой стороны, холодный дизайн в японском стиле тоже не для меня. Мне близко что-то мягкое и доброе. Случаются даже такие моменты, когда хочется взять и забежать в какую-нибудь коммунальную квартиру, чтобы набраться там вот этой энергетики.
И что вы тогда делаете?
Еду в самый простой дом – к друзьям: пообщаться, набраться этой доброты - не по-вампирски, а просто окунуться в какую-то чистоту и теплоту, взять это в свой дом.
«Дорого» - более-менее понятно, а что значит «модно»?
Модно то, что человеку идет. Модно - что он чувствует и внутренне и внешне. Не должно быть того, что называется дань моде. Ничего одинакового – обязательно у каждого свой стиль, свой имидж. Человек – плохой, хороший ли - должен быть личностью, индивидуальностью.
Вы сейчас строите дом за городом - какой он будет?
Около 16 м высотой, с одной стороны полукруглый – когда по лестнице идешь, там такие узкие окна метров по 12 - хотя большие витражные окна мне больше нравятся, меня отговорили их делать, и я поставил цветные стеклоблоки. Земли мало: должно было быть 30 соток, но в итоге мы не получили обещанного и сейчас только 15 соток. Дом большой – 1000 кв. метров. Кирпич очень яркий - морская волна с зеленцой, как малахитовая шкатулка. Когда он мокрый от дождя - он одного цвета, когда высыхает – другого. Причем это настоящие кирпичи – не крашеные. Я сам привозил из Германии. Крыша – катепал: синий с бирюзой.
Интересно, каким этот дом рисовался в вашем воображении до того, как его начали строить?
В виде летающей тарелки или женской туфли. Да вот только нельзя в наших условиях такое делать. Снег и все такое.
Шутите?
Нет. Знаете, просто надоело: у всех один и тот же избитый набор всего того, что можно увидеть на строительных рынках. Нет вот той эстетики, культуры быта, которая у людей в крови даже в Прибалтике. Не говоря уже о загранице. Когда дом во много раз дешевле, но он так интересно сделан. Ведь столько всего есть. Даже взять простой дикий камень. Столько вариантов, столько можно придумать.
И что же там внутри «малахитового» дома?
Одна половина - все бытовухи: кухня, столовая, бассейн и комнаты - второй, третий этаж, в подвале - концертный зал. Вторая – свободное пространство: рояль, камин, мягкая мебель, какая-то аппаратура музыкальная.
За окном зима, вьюга, холод, грязь – а дома…?
В душе какое-то одиночество, недопонимание. Погреться у камина, сесть за рояль, попеть, с друзьями пообщаться, выпить чаю с плюшками.
Почему загородный дом?
Вообще, я урбанист. У меня есть прекрасная квартира в центре. Просто мне через друзей предложили по очень выгодной цене купить участок в хорошем месте и я согласился, хотя не очень к этому был готов. Не могу сказать, что собираюсь постоянно жить за городом, но часть недели я буду проводить там. Мне комфортно в городе, я чувствую его энергетику.
Если не собираетесь там обосновываться - почему он такой большой?
Чтобы больше народу могло поместиться – люблю когда приезжают друзья.
Кто придумывал дизайн?
Конечно, я. Я в этом никому не доверяю. И городскую квартиру сам делал.
Как рождается интерьер, из чего?
Прежде всего - из площади. Не люблю, чтобы в комнате находилось много вещей. Люблю, чтобы была мягкая мебель, аппаратура, телевизор, камин и рояль. Больше ничего не нужно.
А помимо вещей?
Хочу, чтобы шторы были прозрачные - в Америке вообще шторы не вешают и вокруг так ясно все, светло. Еще мне нравится, когда комнаты разного цвета. И очень хочу, чтобы дом был с подсветкой - я знаю, сколько это денег стоит - и ладно: потрачу все деньги – живу один раз.
Цвета?
Самый любимый цвет это - никогда не могу толком объяснить – это когда марганцовку в воде разводят.
Глубокое бордо?
Примерно. С перламутром. У меня дома в городской квартире такие стены.
Кухня в доме запланирована?
Готовить я не умею (только несколько блюд - меня научили), но кухня в доме все равно есть. Она мне нравится - она теплая.
Стиль будет что-то близкое к хай-тек. Кантри, дерево - я не люблю.
Среди дизайнеров есть такое мнение, что хай-тек не современен, потому что быстро устаревает, а вот классика всегда молода…
У меня же все вперемешку. Кухню я хочу хай-тек: она не устареет - она будет давать только продвижение и продвижение. Все остальное - гостиная, спальня - может и должно меняться. Но мне все нравится. Как бы это сказать? Ну, вот у меня дома есть картины и в классическом и в современном стиле, и мне очень нравится, что они разные. Я их все люблю.
Имеют ли для Вас вещи какое-то значение кроме дизайна или функциональности?
Конечно. Когда вещь по тебе - ты ее и не ощущаешь. Это как с одеждой. И иногда бывает, ты вроде вышел в хорошей вещи, а чувствуешь дискомфорт, потому что нужно было по-другому одеться.
Одежду покупаете?
Да, в Америке - там можно купить вещи со всего мира, даже из России. И среди всего этого попадаются идеи, которые я чувствую: мое! Такие вещи я точно ни на ком не увижу. И никогда я не хожу по улице в том, что покупаю для сцены.
А костюмы кто делает?
Идеи мои, ткань сам подбираю - везу из Америки. Там самые лучшие ткани – не знаю, где их делают. А воплощением занимаются профессионалы.
Вы все делаете исходя из собственных ощущений, а как быть тогда с подарками - их же нельзя выбирать?
Подарки – это другое. От них идет большая энергетика, их я храню. Кроме игрушек, которые я собираю и отправляю в детские дома своего родного города. Я думаю, если бы каждый артист помогал своему городу, было бы легче жить.
Наверное, от этого и сам человек становился бы внутренне богаче?
К сожалению, это в людях теряется. Может, все зависит от воспитания. Я родился в многодетной семье. И несмотря на то, что нас было много и многого не хватало, все жили честно и открыто. Эта черта во мне сохранилась, и кем бы я ни был, – известным или не известным, - я остаюсь таким, какой я есть. Я очень рад, что в память о родителях построил церковь. Это большая честь для меня и я горжусь, что хоть что-то сделал. Хотя, конечно, хочется делать больше или кому-то помогать, но ведь очень многое зависит не от меня. Я, например, думаю о своей музыкальной школе. Но мне трудно ходить по кабинетам и просить у кого-то разрешения на доброе дело. Я говорил с несколькими людьми, но пока встречал только корыстный подход. Но если бы все получилось, я бы устроил так, чтобы в одном помещении была вокальная школа, хореографическая школа и ночной клуб, который бы окупал все затраты на обучение и в котором можно было бы показывать молодых артистов. Не за деньги, а за талант - только достойных, не то что в «Фабрике звезд».
А для кого концертный зал у вас в доме?
Для друзей - может, потом будем делать там творческие вечера, не знаю. На открытие планирую пригласить Нани Брегвадзе, Валентину Пономареву, через какое-нибудь время устроим концерт рок-музыкантов каких-нибудь.
Что вы любите слушать?
Из русской музыки я могу слушать классику и русские народные песни. Потому что другое для меня просто закрыто. И потом, это очень красиво и никогда не умрет. У меня был концерт в «России» в этом году. Я пел с симфоническим оркестром и сначала боялся – думал: «Да кому будет нужен весь этот нафталин, что я буду там петь - «Как много девушек хороших» и т. д. А народ просто орал и визжал, когда я запел магомаевскую «Свадьбу». Это было для меня совершенно неожиданно, и я понял, что люди просто устали от всего искусственного - им хочется натурального, настоящего.
Родился не в том месте и не в то время - что это значит? Какое время вам ближе всего?
Мне нравится XIX век, Италия. Или хотелось бы наше время, но в другой стране, потому что здесь я реально ощущаю непонимание своего творчества. Но даже при всем этом непонимании, если бы я жил за границей, где артистов поддерживают, у меня было бы больше возможностей. А у нас вкладывают деньги в бездарей. Пародия какая-то. Потом все это показывают по центральным каналам, и если человек живет в деревне, далеко от Москвы, где нет Муз-ТВ и всего остального (конечно, сейчас уже намного лучше, но у стариков все равно нет спутниковых антенн), то у него нет возможности видеть хорошую музыку по телевизору. И на радио тоже самое – слушать можно только «РадиоДжаз». Поэтому мы воспитываем такую молодежь. Мне как музыканту обидно: не как артисту, а просто как человеку, который занимается музыкой.
Вы как-то с этим боретесь?
Я работаю. Несмотря ни на что. Меня мало на телевидении (говорят «не формат» - кто-нибудь бы объяснил, что это такое), но я даю концерты и записываю диски. И стараюсь развиваться: закончил Гнесинку, теперь учусь в аспирантуре – пишу диссертацию. Тема примерно такая: у каждой индивидуальности должен быть свой стиль.
Устаете?
От работы - нет. От условий. Особенно зимой. Артист, который поет живьем, пять, ну от силы десять концертов в месяц может дать. А тут: не летают самолеты, автобусы холодные, приезжаешь в ледяной зал. Иногда, когда выдвигаешь свои требования, думают, выкаблучивается, а в зале 15-16 градусов. Все сидят в шубах – поешь и пар изо рта валит.
Вы бываете в разных странах, видите много разного. Что Вам это дает?
Я месяц жил в Италии, итальянской музыки набрался, практически жил на пляже, где выучился итальянскому языку – никогда не думал, что он такой легкий.
Дома – архитектура, интерьеры - что понравилось?
В дизайне квартир лучшие - Италия и Франция. Всего остального для меня просто не существует. Италия она такая теплая. Франция, конечно, красивая, но французов уже нет – одни арабы, негры и китайцы. Италия другая – все эти старинные дома, особняки, мостовые…
А что для вас Москва?
Я не коренной москвич, но так люблю этот город и так давно здесь живу, что когда старые здания начинают менять свой облик мне даже немного грустно.
Отчего?
Я шесть лет жил на Остоженке - когда работал дворником. Она была совсем другая - теплая. Сейчас там очень много такого модного, крутого. Все изменилось. Конечно, очень много хорошего делается. Но хочется, чтобы и зелени было больше. Я тут как-то для городского дома купил ели. Красивые, высокие, дорогие - по пять тысяч долларов каждая. Посадил. Так меня за это чуть не оштрафовали. И чего ради? Убрали все, а на это место поставили какие-то рекламы безумные. Я не против, но хочется, чтобы зелень была.
Появляется так много красивых зданий, но по-прежнему нет концертных залов. На всю Москву Россия да Кремль. К тому же Кремлевский Дворец – все равно не концертный зал. Я был бы рад, если хотя бы «Пушкинский» полностью был только концертным залом и чтобы артисты выступали не по театрам и филармониям. Мне бы хотелось чтобы появлялись библиотеки, а те что есть, не были в таком упадке. Чтобы школы и детские сады были в хорошем состоянии. Хочется, чтобы люди были красивыми, холеными. Чтобы все красиво было. От этого многое зависит - от культуры. Мы строим красивые дома, ездим на красивых машинах, а внутрь копни - и что?
Сейчас готовят закон об усадьбах, по которому можно будет взять в аренду кусок леса, пруд или купить исторический дом и привести его в нормальное состояние. Будь у вас такая возможность - что бы сделали?
Я бы взял дом типа Дома Пашкова или что-то в этом роде – большой какой-нибудь особняк. Чтобы вокруг были угодья и леса. Восстановил бы его. Обязательно сделал бы большой вход, а внутри несколько залов. В одном зале играл бы духовой оркестр для стариков, которым сейчас абсолютно некуда деться и которым так нужно тепло. В другом зале – дискотека. Несколько вариантов – для всех. Людям уже не интересен дизайн, не интересна кухня - они хотят шоу, веселья, застолья. Мы вот собирались в этот раз с друзьями на майские праздники в моем еще не достроенном доме. Картошку пекли, пели песни военные. И всем этого хочется – думаю, люди тянулись бы туда, где можно так отдохнуть.
А что в саду бы росло?
Отвечу по-другом. Я люблю, как гулял Ленский, Онегин, Пушкин, с каретами и все такое прочее. Может, сказываются дворянские корни – мы дворяне по материнской линии.
Настоящая родословная накладывает много обязательств
Да, но можно по-разному это понимать. Некоторые люди любят от всего своего дворянского апломба эстетами рисоваться, но видно прямо, что вместо фрака – фуфайка.
Настоящие эстеты и дворяне – это люди, которые скромны, красивы и любят других людей. А не те, кто не ругается матом или как-то по-особенному себя ведет и слова выговаривает. Мне недавно на одном приеме сок помидоровый предложили, а в другом месте - воду газированную. Вот такое понимание культуры!
Кого бы вы могли назвать своими единомышленниками или людьми близкими по духу?
Несколько лет назад мы были в Ялте. Я жил в очень красивой хорошей гостинице, по вечерам там в ресторане играли музыканты - уровня Пугачевой: талантливейшие люди, которым место на эстраде, а не в ресторане. И вот как-то мы пришли, поиграли в боулинг: я выиграл - мне подарили вино «Массандра» 1935 года. А потом – там были я, Коля Трубач (он сел за ударные), Марина Хлебникова, моя бэк-вокалистка и украинская певица Ани Лор - мы спели одну джазовую песню. И я почувствовал настоящих артистов. Хотя Хлебникова и поет «чашку кофею», но когда мы все честно спели на пять голосов каждый свою партию, это было творчество. Мы с этими людьми практически не общаемся – только изредка встречаемся на концертах, но когда мы все вместе пели – они были моими сподвижниками.
Некоторые артисты говорят, что зарабатывают попсой, а для удовольствия поют джаз – массовая культура, дескать, до него не доросла.
Такого я тоже не признаю. Нельзя продавать свою душу дьяволу. Надо петь то, что ты можешь. А за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Но это мое личное мнение.
Вы самодостаточный человек?
На сцене - да. Когда живьем поешь – через тебя столько энергии проходит, просто прет. А когда под фанеру – ничего такого нет. Я люблю, чтобы на концерте все живое было – где-то фонит, где-то что-то неправильно спел. А так, если все чик-чик, - не интересно.
А когда дом строите – что чувствуете?
Удовольствие получаю страшное. Если бы было много денег, настроил бы коттеджей разных – в разном стиле в одной деревне, чтобы люди просто визжали от радости.
Была какая-нибудь ситуация, когда вы приезжали на свою стройку и говорили: «Так, мне это все не нравится - все разрушить»?
Да. Все время. Прораб просто стреляется…
Вы такой требовательный и с других спрашиваете как с себя или у вас меняется настроение, за которое вы готовы платить?
Не поэтому. Просто подсказывают какие-то правильные вещи и я исправляю. Ну, вот – из последнего. Мне сказали, что на четыре комнаты на третьем этаже мало одного туалета с душевой. Естественно, уговорили. Переделываем.
Комнаты не все ваши?
Все гостевые - я на втором этаже.
А когда продумываете дизайн для гостей – на кого-то определенного ориентируетесь?
Я ни на кого не ориентируюсь. Комнаты разные будут. Зеленая, зеркальная, стеклянная. Каждый сможет выбирать.
Какой бы интерьер вам долго бы не надоел?
У меня для дачи уже есть один диван - такой красивый, итальянский, бархатный, в форме женских губ. А вообще, мне в сериалах мебель нравится. Еще хочу, чтобы в моей гостиной был испанская плитка, сверху ковер и - это я обожаю - чтобы в середине было много-много срезаных цветов. Икебана большая.
А потолок должен быть такой: немножечко крыши и витражи цветные.
Рисунок?
Может быть, цветы – не важно. Что-нибудь яркое, веселое - зимой посмотришь и тепло
А в икебане что?
Мне розы нравятся, но они очень быстро вянут. Зимой люблю полевые цветы. Такой запах от них.
Есть любимый уголок дома?
Спальня и кабинет. В спальне у меня вечный кавардак - очень много дисков повсюду. Хочется все послушать, фильмы посмотреть, стихи к песням почитать. Когда нет сна, я слушаю органную музыку - обожаю Баха, и джаз, но не классический: больше люблю соул - Барри Уайт, Шаде.
Как насчет джентельменского набора загородного дома – пруд, баня, гараж?
Бассейн с водопадом - внутри. Баню сам не люблю, но будет сауна для друзей.
А гаража – нет. Не хочу запаха бензина. Вообще, для меня важнее всего атмосфера – воздух. Во всех отношениях. Хорошая сигара или кальян, чтобы парфюмом пахло и люди красиво одеты были. И чтобы от всех добро шло. Чтобы у всех все было хорошо. Ведь когда мы ругаемся? – я же тоже ругаюсь - когда хочется что-то сделать, а у тебя не получается.
Артист Пенкин дома – в шелковых халатах, шапочках и т. д?
Халаты шелковые, конечно, есть. Но хожу я в черной майке без рукавов и в черных штанах стрейч - да надо просто приезжать в дом и смотреть.
Кто же такой Сергей Пенкин?
Человек–праздник, человек–друг. А для кого-то человек–раздражитель: многие не понимают меня. Мне знакомо это чувство, но для меня так: если я чего-то не хочу, значит, я просто этого недопонимаю, - и я стараюсь к этому идти. Все, что связано с яркостью, с добром и красотой – мое. Может, это не скромно, но я стараюсь идти красиво.
|